Некромантия
Eх ipsis Mors
Я говорил уже, что в астральном свете сохраняются изображения лиц и вещей. В
этом же свете можно вызвать образы тех, кого уже нот больше в нашем мире и
посредством его же совершаются столь же оспариваемые, как и реальные таинства
некромантии.
Каббалисты, говорившие о мире духов, попросту рассказывали о том, что видели в
своих вызываниях.
Элифас Леви Загед,пишущий эту книгу, вызывал и видел.
Расскажу сначала то, что писали учителя о своих видениях или интуициях в том,
что они называли "светом славы".
Из еврейской книги о "Круговороте душ" мы узнаем, что души бывают трех родов:
дочери Адама, дочери ангелов и дочери греха. По учению той же книги - три рода
духов: духи пленные, духи блуждающие и духи свободные. Души посылаются парами.
Существуют, однако, души мужчин, родящихся вдовцами, так как жены их
удерживаются в плену Лилит и Нагемой, царицами стрижей; эти души должны искупить
безумие обета безбрачия. Поэтому, когда человек с детства отказывается от любви
женщин, он делает рабой демонов разврата предназначенную ему супругу. Души
растут и размножаются на небе также, как тела на земле. Безгрешные души-дочери
поцелуев ангелов.
Взойти на небо может только то, что сошло с него. Поэтому, после смерти один
только божественный дух, оживлявший человека, возвращается на небо и оставляет
на земле и в атмосфере два трупа: один земной и элементарный, другой - воздушный
и звездный; один уже инертный, другой - еще оживленный мировым движением души
мира; судьба его - медленно умереть и быть поглощенным произведшими его
астральными силами. Земной труп видим; другой - невидим телесными и живыми
глазами и может быть замечен только посредством применения астрального света к
"прозрачному", которой сообщает свои впечатления нервной системе и таким образом
влияет на орган зрения, позволяя ему видеть формы и читать слова, сохранившиеся
и записанные в книге жизненного света.
Если человек жил хорошо, астральный труп испаряется как чистый фимиам, восходя к
высшим областям; но если человек был преступник, - его астральный труп,
удерживающий его в плену, продолжает стремиться к объектам своих страстей и
хочет вернуться к жизни. Он беспокоит сны молодых девушек, купается в парах
пролитой крови, кружится вокруг мест, где протекали удовольствия его жизни,
стережет зарытые им сокровища, изнуряет себя болезненными усилиями, стараясь
создать себе материальные органы и ожить. Но звезды вдыхают и пьют его; он
чувствует, как слабеет его разум, как медленно гаснет его память, как
уничтожается все его существо... Под видом чудовищ являются его пороки и
преследуют его; они нападают па него, пожирают... Таким образом, несчастный
последовательно теряет все члены, служившие его беззакониям; затем он умирает во
второй раз и навсегда, ибо тогда он теряет свои личность и память. Души, которые
должны жить, но еще не совершенно очистились, остаются более или менее долго
пленницами астрального трупа или сжигаются одическим светом, стремящимся
ассимилировать и уничтожить их. Чтобы освободиться от этого трупа, страждущие
души входят иногда в живых и живут там в состоянии, называемом каббалистами "эмбрионатом".
Эти-то воздушные трупы и вызываются посредством некромантии. При вызывании вы
приходите в сношение с ларвами, мертвыми или умирающими субстанциями;
обыкновенно они могут говорить только посредством шума в наших ушах,
производимого нервным потрясением, и рассуждая обыкновенно отражают наши мысли
или мечты.
Но, чтобы видеть эти странные формы, нужно привести себя в особенное состояние,
граничащее со сном и смертью, т. е. нужно намагнетизировать самого себя и прийти
в особенное состояние ясновидящего - сомнамбулизма в бодрственном состоянии.
Следовательно, некромантия достигает реальных результатов, и вызывания магии
могут произвести истинные видения. Я говорил уже, что в великом магическом
агенте, астральном свете, сохраняются все отпечатки вещей, все изображения,
образованные, как лучами, так и отражениями; в этом же свете являются нам
сновидения; этот же счет опьяняет помешанных и заставляет их уснувший рассудок
преследовать самые странные химеры. Чтобы видеть без иллюзий в этом свете, нужно
силой воли отстранить отражения и притягивать к себе только лучи. Грезить наяву,
- значит, видеть в астральном свете: и оргии шабаша, о которых рассказывало
столько колдунов, во время судебных процессов, представлялись им именно таким
образом. Часто подготовка и вещества, употреблявшиеся для достижения этого
результата, были ужасны, как мы увидим это в Ритуале: но в результате нельзя
сомневаться. Они видели, слышали, прикасались к самым омерзительным,
фантастическим, невозможным вещам. Я вернусь еще к этому предмету в пятнадцатой
главе; теперь же мы занимаемся только вызыванием мертвецов.
Весной 1854-го года я отправился в Лондон, чтобы избавиться от неприятностей и
без помехи отдаться науке. У меня были рекомендательные письма к знаменитым
людям, интересовавшимся откровениями сверхъестественного мира. Я виделся со
многими из них и нашел в них много любезности и столько же безразличия и
легкомысленности. Прежде всего от меня, как от шарлатана, требовали чудес. Я был
слегка обескуражен, так как, по правде говоря, не имея ничего против того, чтобы
посвятить других в тайны церемониальной магии, для себя самого я всегда боялся
иллюзий и утомления; к тому же эти церемонии требуют очень дорогого материала и
его трудно найти. Итак, я занялся изучением высшей каббалы, и совершенно не
думал об английских адептах, когда однажды, вернувшись в свою гостиницу, нашел
адресованное на мое имя письмо. В конверте были - половина поперек перерезанной
карточки, на которой находился знак печати Соломона, и маленький клочок бумаги,
на котором карандашом было написано:
"Завтра, в три часа, около Вестминстерского аббатства вам предъявят другую
половину этой карточки". Я отправился на это странное свидание. На назначенном
месте стояла карета. Я непринужденно держал в руке свой обрывок карточки; ко мне
приблизился слуга и подмигнул, открывая мне дверцу кареты. В карете сидела дама
в черном; шляпа ее была покрыта густой вуалью; она жестом пригласила меня сесть
возле себя, показывая в то же время другую половину полученной мной карточки.
Дверца закрылась, карета покатилась, и, когда дама подняла свой вуаль, я увидел,
что имею дело с пожилой особой, с чрезвычайно живыми и странно пристальными
глазами под серыми бровями. "Сэр, сказала мне она, с ясно выраженным английским
акцентом, - я знаю, что закон секрета строго соблюдается адептами; приятельница
г. Б*** Л***, видевшая вас, знает, что у вас просили опытов, и вы отказались
удовлетворить это любопытство. Быть может, у вас нет необходимых предметов; я
покажу вам полный магический кабинет; но прежде всего я требую от вас
ненарушения секрета. Если вы не дадите мне этого обещания, - я прикажу проводить
вас домой". Я дал требуемое от меня обещание, и верен ему, не называя ни имени,
ни звания, ни местожительства этой дамы, которая, как я узнал позже, была
посвященной, хотя и не первой, но все же очень высокой степени. Мы часто и долго
разговаривали, и постоянно она настаивала на необходимости практики, чтобы
дополнить посвящение. Она показала мне магическую коллекцию одеяний и
инструментов; даже одолжила мне несколько редких, не доставшихся мне книг;
короче говоря, она побудила меня попробовать произвести у нее опыт полного
вызывания, к которому я приготовлялся в течение двадцати одного дня,
добросовестно выполняя все обряды, указанные в 13-й главе Ритуала.
Все было закончено 24-го июля. Нужно было вызвать призрак божественного
Аполлония и спросить его о двух секретах: одном, касавшемся лично меня, и
другом, интересовавшем эту даму. Сначала она рассчитывала присутствовать при
вызывании с благонадежным человеком; но в последний момент эта особа испугалась,
и, так как тройное или единство безусловно необходимо при выполнении магических
обрядов, - я остался один. Кабинет, приготовленный для вызывания, находился в
небольшой башне; в нем были расположены четыре вогнутых зеркала, род алтаря,
верхняя часть которого из белого мрамора была окружена цепью из намагниченного
железа. На белом мраморе был выгравирован и вызолочен знак пентаграммы в том
виде, как она изображена в начале 5-й главы этого сочинения; тот же знак был
нарисован различными красками на белой и новой коже ягненка, распростертой перед
алтарем. В центре мраморного стола стояла маленькая медная жаровня с углями из
ольхи и лаврового дерева; другая жаровня была помещена передо мной на
треножнике. Я был одет в белое платье, похожее на одеяние наших католических
священников, по более просторное и длинное; на голове у меня был венок из
листьев вербены, вплетенных в золотую цепь. В одной руке я держал новую шпагу, в
другой - Ритуал, я зажег огни и начал, - сначала тихо, затем постепенно повышая
голос, - произносить призывания Ритуала. Дым подымался, пламя сначала заставляло
колебаться псе освещаемые им предметы, затем потухло. Белый дым медленно
подымался над мраморным алтарем; мне казалось, что земля дрожит; шумело в ушах;
сердце сильно билось. Я подкинул в жаровни несколько веток и ароматов, и, когда
огонь разгорелся, я ясно увидел перед алтарем разлагавшуюся и исчезавшую фигуру
человека. Я снова начал произносить вызывания и стал в круг, заранее начерченный
мною между алтарем и треножником; мало помалу осветилось стоявшее передо мной,
позади алтаря, зеркало, и в нем обрисовалась беловатая форма, постепенно
увеличивавшаяся и, казалось, понемногу приближавшаяся.
Закрыв глаза, я трижды призвал Аполлония, - и, когда открыл их, - передо мной
стоял человек, совершенно закутанный в нечто вроде савана, который показался мне
скорее серым, чем белым; лицо его было худощаво, печально и безбородо, а это
совершенно не соответствовало моему представлению об Аполлонии. Я испытал
ощущение чрезвычайного холода и, когда открыл рот, чтобы обратиться с вопросом к
призраку, - не был в состоянии произнести ни единого звука.
Тогда я положил руку на знак пентаграммы и направил на него острие шпаги,
мысленно приказывая ему не пугать меня и повиноваться.
Тогда образ стал менее ясным и внезапно исчез. Я приказал ему вернуться; тогда я
почувствовал около себя нечто вроде дуновения, и что-то коснулось моей руки,
державшей шпагу; тотчас же онемела вся рука. Мне казалось, что шпага оскорбляет
духа, и я воткнул ее в круг около меня. Тотчас же вновь появилась человеческая
фигура; но я чувствовал такую слабость во всех членах, так быстро слабел, что
вынужден был сделать два шага и сесть. Тотчас же я впал в глубокую дремоту,
сопровождавшуюся видениями, о которых, когда я пришел в себя, у меня осталось
только смутное воспоминание. В течение многих дней я чувствовал боль в руке, и
она оставалась онемевшей. Видение не говорило со мной, но мне казалось, что
вопросы, которые я хотел ему задать, сами собой были решены в моем духе. На
вопрос дамы мой внутренний голос отвечал: "Умер" (дело шло о человеке, о котором
она хотела иметь известие). Что касается меня самого, - и хотел знать, возможны
ли прощение и сближение двух лиц, о которых я думал; и тоже внутреннее эхо
безжалостно отвечало: "Умерли!"
Я рассказываю это происшествие именно так, как оно произошло. Этот опыт произвел
на меня совершенно необъяснимое действие: я уже не был прежним человеком; что то
из того мира вошло в меня; я не был ни весел, ни печален; я испытывал странное
влечение к смерти, в то же время не испытывая ни малейшего желания прибегнуть к
самоубийству. Я старательно анализировал испытываемые мной ощущения: и, несмотря
на испытываемое мной нервное отвращение, я дважды повторил, - с короткими
промежутками, - тот же опыт. Отчет о происшедших явлениях слишком мало отличался
бы от только что рассказанного мною, - так что мне нечего добавить к этому, и
без того слишком длинному, повествованию. Результатом этих двух последних
вызываний было для меня откровение двух каббалистических секретов, которые если
бы они были всем известны, могли бы в короткое время изменить основы и законы
всего общества.
Должен Ли и заключить из этого, что я действительно вызвал, видел и осязал
великого Аполлония Тианского? Я не настолько подвержен галлюцинациям, чтобы
верить в это; ни настолько мало искренней, чтобы утверждать это. Действие
приготовлений, курений, зеркал и пантаклей - настоящее опьянение воображения, и
должно сильно действовать на уже и без этого впечатлительную и нервную личность.
Я не объясняю, в силу каких физиологических законов я видел и осязал; я только
утверждаю, что я действительно видел и осязал, что я видел совершенно ясно, без
сновидений, и этого достаточно, чтобы поверить в реальную действительность
магических церемоний. Впрочем, я считаю это опасным и вредным: здоровье, как
физическое, так и моральное, не выдержит подобных операций, если они станут
обычными. Пожилая дама, о которой я говорил, могла служить доказательством
этого, так как, хотя она и отрицала это, но я уверен, что она привыкла
заниматься некромантией и гётией. Иногда она молола совершенную бессмыслицу,
часто сердилась безо всякого повода. Я покинул Лондон, не видевшись больше с
ней, и верно выполню свое обещание не говорить никому ничего такого, что могло
бы дать повод подозревать, что она занимается подобными вещами, конечно, без
ведома своей семьи, которая, как я предполагаю, весьма многочисленна и занимает
очень почетное положение в обществе.
Существуют вызывания разума, любви и ненависти, но, опять таки повторяю, ничто
не доказывает, что духи действительно покидают высшие сферы, чтобы разговаривать
с нами; и даже противоположное гораздо более вероятно. Мы вызываем воспоминания,
оставленные ими в астральном свете, общем, резервуаре универсального магнетизма.
Некогда в этом свете император Юлиан увидел богов дряхлыми, больными; новое
доказательство влияния общественного мнения на отражения того же самого
магического агента, который заставляет говорить столы, и на вопросы отвечает
стуками в стены. После вызывания, о котором только что рассказал, я старательно
перечел жизнь Аполлония, изображаемого историками, как идеал красоты и античного
изящества. Тогда я припомнил, что в последние дни своей жизни Аполлоний был
обрит и долго томился в темнице. Это обстоятельство, которое я, без сомнения,
запомнил, сам того не сознавая, - быть может, и обусловили мало привлекательный
вид моего видения, которое я рассматриваю исключительно как самопроизвольное
сновидение человека, находящегося в бодрственном состоянии. Таким же образом я
видел двух лиц, - называть их нет никакой надобности, - и, как костюмом, так и
своим видом, они совершенно отличались от того, что я рассчитывал увидеть.
Впрочем, я рекомендую величайшую осторожность лицам, желающим заниматься
подобными опытами: в результате получается страшная усталость и часто -
потрясения настолько сильные, что могут вызвать болезнь.
Прежде чем закончить эту главу, я должен упомянуть о довольно странном мнении
некоторых каббалистов, отличающих смерть видимую от смерти реальной и думающих,
что они крайне редко совпадают. По их слонам, большинство погребаемых людей
живо, и, наоборот, многие люди, которых мы считаем живыми, уже умерли.
Например, по их мнению, неизлечимое помешательство - неполная смерть, и земное
тело совершенно инстинктивно управляется звездным телом. Когда человеческая душа
подвергается насилию, перенести которого не может, - она отделяется от тела и
оставляет вместо себя душу животную, или звездное тело, а вследствие этого эти
человеческие останки, до известной степени, менее живы, чем даже животное. По
словам каббалистов, таких мертвецов легко распознать, так как у них совершенно
угасло моральное и сердечное чувство; они - не добры и не злы: они мертвы. Эти
существа, ядовитые грибы человеческого рода, насколько могут, поглощают жизнь
животных: поэтому-то их приближение делает душу бесчувственной и сердце
холодным.
Если бы эти похожие на мертвецов существа, действительно существовали, - они
представляли собой именно то, что некогда рассказывали о вурдалаках и вампирах.
И в самом деле, разве нет людей, находясь около которых мы чувствуем себя менее
умными, добрыми, а иногда даже и менее честными?
Разве пет людей, приближение к которым уничтожает веру и энтузиазм, - которые
привязывают вас к себе благодаря вашим слабостям, господствуют над вами
благодаря вашим дурным наклонностям, и заставляют вас медленно умирать морально
в муках, подобных мукам Мезенция?
Это - мертвецы, которых мы принимаем за живых; это - вампиры, которых мы
принимаем за друзей!