Пир мертвецов




Тибет - страна демонов. Если судить по народным поверьям и легендам, то придется сделать вывод, что злые духи по численности намного превышают население страны.Это зловредные создания, принимая тысячи различных личин, обитают на деревьях, в скалах, долинах, озерах, источниках. Они охотятся за людьми и животными, похищая у них дыхание жизни, потребляемое демонами в пищу. Они слоняются по степям и лесам, и путник всегда рискует на любом повороте тропы очутиться с каким-нибудь из них лицом к лицу. Подобный порядок вещей вынуждает тибетцев постоянно вступать в сношение со злыми духами. В их функцию входит подчинять демонов, перевоспитывать, делать из них смиренных слуг, а в случае непокорности обезвредить и уничтожить. Обычно маги стремятся поработить одного или несколько демонов для недобрых дел. Если у колдуна не хватает умения и знания, чтобы заставить демонов повиноваться, они заискивают перед ними, стараясь лестью вкрасться в доверие духов и добиться от них помощи.

...Самая фантастическая из ритуальных церемоний, именуемая "тшед" (отрезать, уничтожить) - представляет собой подобие заупокойной мрачной мистерии, исполняемой одним единсвтенным актером.

Маг должен понять, что боги и демоны существуют только для тех и могут причинить добро и зло только тем, кто в них верит, им поклоняется и боится. Демоны не могут победить того, кто в них не верит. Тот, кому предстоит обряд "тшед", должен прежде всего, как и подобает всякому лицедею, выучить свою роль наизусть. Затем нужно произвести танец, вырисовывая ритмические фигуры ногами по земле, научиться вертеться на одной ноге в обе стороны и пр. Поэтому нет ничего удивительного, при таком положении вещей эта забавная репетиция становится зловещей.

Полный перевод "тшед" занял бы здесь слишком много места. Но главная часть обряда состоит в пиршестве. Кратко это изображается следующим образом.

Священнодействующий трубит в трубу, сделанную из человеческой бедренной кости, приглашая демонов на пир. Доводит эту мысль до состояния транса. Образ устремляется из головы, через макушку, с саблей в руке. Одним быстрым взмахом он отрубает образу голову и расчленяет его. Священнодействующий монах натравливает на добычу демонов ритуальными заклинаниями: "На протяжении беспредельного ряда веков, в процессе повторящихся существований, я заимствовал у бесчисленных существ за счет их благоденствия и их жизней, мою пищу, мою одежду и всевозможные блага, чтобы сделать свое тело в добром здравии и радости и защищать его от смерти. Я отдаю свое счастье несчастным, мое дехание жизни умирающим. Несчастье да падет на мою голову, если я устрашусь принести эту жертву. Позор всем, кто не осмелится принять ее..."

Это действие трагедии именуется "красное пиршество". За ним следует "черное пиршество". Мистическое значение последнего открывается ученикам, удостоенным высшей степени посвящения.

Теперь монах должен представить себе, будто от него осталась маленькая кучка обуглившихся остатков, плавающая на поверхности озера черной грязи от нечистых помыслов и других дел - запятнавшей его духовную сущность. Он должен понять: идея жертвы, только что ввергнувшая его в состояние неистовой экзальтации, не что иное, как иллюзия, порожденная им. Безмолвное отречение подвижника от тщеславного опьянения, вызванного идеей жертвы, заключает обряд...

Некоторые ламы специально путешествуют с целью совершить таинство "тшед" на берегу 108 озер на 108 местах захоронений, в 108 лесах и пр. Они посвящают этому ритуалу годы, странствуют не только по Тибету, но и по Непалу, заходя в Индию и Китай.

Эта мистерия обладает очарованием, непонятным для читающих краткое и сухое описание, не знающих породившей ее среды.

 

Хостинг от uCoz